jili22
15

О простоте, Р.-П. Jean-Joseph Surin

Выдержка из «ДУХОВНОГО КАТЕХИЗИСА ХРИСТИАНСКОГО СОВЕРШЕНСТВА, ТОМ I», составленного Р.П.Дж.Сурином из Общества Иисуса:

Что такое простота?

Именно единый взор души Евангелие называет простым оком, который только созерцает Бога и который всегда стремится к Нему кратчайшим путем.

Что вы подразумеваете под этим уникальным внешним видом?
Я понимаю то, что духовные Отцы называют святым единообразием, исключающим множественность взглядов и намерений, что есть порок душ непростых.

Что такое практика простоты?

Оно требует или, скорее, закладывает в душу три вида расположений.

Какой первый?

Это постоянное внимание к тому, чтобы свести все к одному, то есть иметь в виду только одну цель и делать все по одному мотиву, который есть благоволение или святая воля Божия. Намерение большинства людей не доходит до Бога: мы повинуемся, потому что вышестоящий — это человек, который согласен: мы любим ближнего из сочувствия. Духовный человек, напротив, подчиняется, потому что видит Бога в том, кто повелевает; он любит образ Божий в ближнем своем и в этом практикует простоту, потому что все относит к единому предмету, который есть Бог.

Каково второе положение?

Он смотрит на мораль и поведение: он заставляет нас бежать от всего, что отдает искусственностью, тщеславием, любопытством и мирской вежливостью; он заставляет нас любить и искать простые манеры обычных людей. Мы замечаем, что Святые проявляли в своей внешности какую-то святую грубость. Эта простота должна быть характером религиозных людей: как только они отходят от нее, это признак расслабления; и именно здесь всегда начинаются реформы, когда они в этом нуждаются. Но эта простота не только в одежде, она должна проявляться прежде всего в манере поведения и разговора, где нельзя найти ничего похожего на вежливость, к которой стремятся мирские люди.

Только ли снаружи должна проявляться эта простота?

Еще необходимо во внутреннем отношении к духовной жизни, откуда она изгоняет всякую утонченность и всякую притворную возвышенность, заставить нас ходить пред Богом чистосердечно и искренно, как говорит святой Франциск Сальский. Потому что в вопросах благочестия всегда есть степенные люди, которые презирают общепринятые обычаи и которых можно сравнить с людьми с отвращением, которые ищут тушеное мясо, чтобы возбудить свой аппетит. Однако истинная простота не является несовместимой с возвышенными путями, к которым призывает и ведет души Сам Бог; оно лишь исключает любовь к этим путям и усилия, прилагаемые к тому, чтобы войти в них по собственному выбору.

Какое третье расположение вкладывает в душу простота?

Это привычная склонность интерпретировать все вещи как добро, никогда не думая о зле. Это то, что мы замечаем у людей, которые разделяют простоту. Они думают только о том, что хорошо в других, и через это постоянно стремятся к единству: ибо мысль о добре ведет прямо к Богу, а не о зле.
Хроники святого Франциска повествуют о видении, в котором явились несколько святых его ордена, в частности брат Бернар из Кинтавалле, с глазами настолько яркими, что на них нельзя было смотреть: и когда они спросили причину, ему ответили, что это было наградой за его простоту, потому что при жизни своей он никогда не считал в своих Братьях ничего, кроме того добра, которое было в них.

Почему ты сказал, что простота ведет к Богу кратчайшим путем?

Потому что, имея в виду только Бога, она единством взора идет прямо к Нему; тогда как души, которым не хватает простоты, идут туда лишь окольными путями, и смешение намерений часто приводит их к заблуждению. Их можно сравнить с людьми, которые используют уклончивость, чтобы скрыть истину, и с тем, кто идет просто, с человеком, который несет, так сказать, истину на руках и который никогда не удивляется своим словам.

Как простота сочетается с благоразумием?

Эти две добродетели прекрасно согласуются друг с другом; потому что простота сопровождается великим просвещением, которое дает ей необходимые средства для достижения своей цели и для того, чтобы избежать ловушек, расставленных для нее тонкостями и ухищрениями духа века. Вот почему Мудрец в первую очередь обращается к детям, то есть к простым душам, как к наиболее способным понять наставления Мудрости. Действительно, они проходят без страха и без опасности через величайшие трудности и легко побеждают злобу и хитрости мирских людей. Мы заметили это у некоторых святых, и особенно у св. Франциска; его часто допрашивали злонамеренные ученые, стремившиеся его удивить, и он всегда приводил их в замешательство поразительной мудростью своих ответов; Сын Божий пожелав проверить в Своем рабе то, что было сказано о нем самом: И с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Как мы можем достичь этой простоты?

Самый верный и действенный способ — подавить в себе всякую похоть, ибо именно различные притязания и различные желания прямо противоположны простоте. Тот, кто ничего не желает, имеет только одну цель: угодить Богу; он свободен от всех других забот и поэтому совершенно прост.

Нет ли у вас какой-либо особой практики, ведущей к этому превосходному состоянию?

Самый лучший и единственный способ — постоянно отказываться от всех побуждений, которые предлагает природа, иметь в виду только благоугодие Божие, пока этот превосходный мотив не поглотит все остальные; как море поглощает все реки. Именно благодаря этой практике мы обретаем истинную простоту, сводя себя к этому единственному взгляду, о котором мы можем сказать, что это единственное, что необходимо.

взято из превосходного католического блога : le-petit-sacristin.blogspot.com .